детская поликлиника

Права ребенка

ВАШ РЕБЕНОК И ЕГО ПРАВА

Права - это не возможность делать что угодно. Это мера дозволенного осознанного поведения. Право реализуется не только путем совершения действия, но и воздержания от него.

Это тот минимум, знать и, главное, осознать который следует каждому - и ребенку, и тому, кто считает себя взрослым.

ГДЕ ГОВОРИТСЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА?

Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.


ПРИНЦИП 1.

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

ПРИНЦИП 2.

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.


ПРИНЦИП 3.

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.


ПРИНЦИП 4.

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

ПРИНЦИП 5.

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.


ПРИНЦИП 6.

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это, возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

ПРИНЦИП 7.

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.


ПРИНЦИП 8.

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

ПРИНЦИП 9.

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

ПРИНЦИП 10.

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка (Ратифицирована 13 июня 1990 г.)

Этот международный акт является первым и основным закрепившим права ребенка на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами - членами ООН (за исключением США и Сомали).
Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия "ребенок" и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как: право на жизнь и здоровое развитие, право на имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и совместное с ними проживание, права и обязанности родителей по отношению к детям.

Конституция РФ гласит, что материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ), устанавливая, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Закон о гарантиях прав ребенка) устанавливает, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Кроме того, данный Закон устанавливает цели государственной политики в интересах детей, в том числе: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, восстановление прав детей в случаях нарушений, формирование правовых основ гарантий прав ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности.

Статья 7 Закона о гарантиях прав ребенка называет лиц, которые должны оказывать содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов. Такое содействие ребенок вправе получать от: органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, должностных лиц указанных органов, своих родителей или лиц, их заменяющих, педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и других специалистов, общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций.

Многие задачи, связанные с защитой прав детей, призваны решать детские омбудсмены, например Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, а также уполномоченные по правам детей в регионах. Уполномоченные занимаются, в частности: защитой прав конкретного ребенка, оказанием помощи в восстановлении его нарушенных прав, проведением независимых проверок соблюдения прав детей учреждениями, организациями, должностными лицами, экспертизой правовых актов, активно участвуют в законотворческом процессе, вносят предложения в государственные органы по улучшению механизмов защиты прав детей, работой по правовому просвещению детей, их родителей, специалистов.
Так, в результате законотворческой инициативы и при участии аппарата Уполномоченного были приняты важные законы:

- Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
- Федеральный закон от 21.07.2011 N 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Педагоги, медики, социальные работники, психологи и другие специалисты привлекаются к участию в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.
Статья 10 Закона о гарантиях прав ребенка устанавливает гарантии охраны здоровья детей. Дети должны получать бесплатную медицинскую помощь по следующим направлениям: профилактика заболевания, медицинская диагностика заболеваний, лечебно-оздоровительная работа, в том числе диспансерное наблюдение, медицинская реабилитация детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение детей.

Медицинская диагностика предполагает проведение в том числе диспансеризаций по месту жительства детей, а также специалистами по месту воспитания или обучения, а также проведение туберкулинодиагностики.
Предоставление бесплатного обслуживания в медицинских учреждениях на территории Российской Федерации, а также бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении происходит на основании страхового полиса.

Итак, дети - это самостоятельные граждане, обладающие самостоятельными семейными правами. Государство не наделяет их этими правами, поскольку они принадлежат детям от рождения, но создает условия и устанавливает гарантии для охраны и защиты этих прав.

По вопросам охраны здоровья детей Вы можете обратиться в отдел охраны материнства, детства и демографической политики министерства здравоохранения Архангельской области по тел. (8182) 28-56-04 и (8182) 28-55-97.